Ходовка

Ходовая часть это очень общее обозначение совокупности узлов и механизмов которые прямо отвечают за контакт автомобиля с дорожным полотном. Как результат эта совокупность воспринимает все нагрузки и негативное воздействие от качества наших дорог: выбоины, трещины, колдобины, бордюры, ямы. Иными словами этими деталями автомобиль "ходит" по дороге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Всю ходовую часть можно разделить на 4 большие группы: тормоза, амортизаторы, тяги\рычаги\втулки и сайлентблоки.

Тормоз

Тормоза бывают двух типов-колодки и барабанные. Выглядят они вот так:

Тормоза с колодковым механизмом торможения.

 

 

 

 

 

 

 

1) Колесная шпилька. На шпильках крепится само колесо автомобиля.

2) Направляющий палец.

3) Смотровое отверсти. Позволяет визуально оценить состояние тормозных колодок не прибегая к полной разборке.

4) Суппорт в целом.

5) Клапан.

6) Тормозной цилиндр.

7) Тормозной шланг. По шлангу подается тормозная жидкость толкающая

8) Тормозная колодка. Именно она сжимает тормозной диск, останавливая вращение.

9) Вентиляционное отверстие.

10) Тормозной диск. Вращается совместно в такт колесу, по этому остановка диска приводит к остановке колеса.

11) Ступица колеса

12) Грязезащитный колпачок

Принцип работы тормозов.

Представьте что едите вы себе по дороге и видите бабушку переходящую дорогу на пешеходном переходе. Само собой вы нажимаете на педаль тормоза и машина останавливается. Что же произошло в техническом плане. Нажав педаль, вы отправили порцию тормозной жидкости к тормозным цилиндрам (см. рисунок). В этих цилиндрах находятся поршни которые сдавливают тормозные колодки. Колодки обжимают тормозной диск с огромным трением и диск останавливается. А так как движение колеса напрямую свяано с движением тормозного диска, то и останавливается само колесо.

Анимация работы тормозных колодок

 

 Тормоза с барабанным механизмом торможения. Как видно, ничего кроме крышки барабана не видно. Будем разбирать и показывать.

 

 

 

 

1) Задняя крышка барабана

2) Тормозной цилиндр с поршнями.

3и9) Удерживающая пружина.

4) Тормозная колодка.

5) Тормозные накладки.

6) Тормозной барабан.

 

 

 Если вы разобрались как работают колодковые тормоза, как они обжимают тормозной диск, то разобраться с барабанными тормозами будет проще простого. Нажав педаль, вы отправили порцию тормозной жидкости к тормозным цилиндрам (см. рисунок). В этих цилиндрах находятся поршни которые толкают наружу (обратите внимание) тормозные колодки. Колодки изнутри упираются в тормозной барабан с огромным трением и барабан останавливается. А так как движение колеса напрямую свяано с движением барабана, то и останавливается само колесо.

Принцип работы тормозов видео

 

Амортизаторы.

В России две беды, поговорим о второй-дороги. Хотя люди говорят что у нас в стране нет дорог, есть только направления. Они тоже по своему правы.

В автомобиле существует две группы элементов которые гасят повышеные колебания, вибрации и удары (которые разрушают автомобиль и отнимают весь комфорт мягкой езды) от попаданий в ямы, рытвины, ухабы, кочки, выбоены, и т.д. перечислять можно бесконечно-это амортизаторы и сайлентблоки. Поговорим сперва о первых. Выглядят они вот так:

Вот такими оны выглядят  выйдя с завода или магазина. Амортизатор с пружиной.

 

 

 

 

 

 

Рисунок показывающий как и где должна находится стойка амортизатора с пружиной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото, что называется, в "натуре".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В нашей стране стойки относят к "расходникам", т.е. элементам котоые нуждаются в регулярной систематической замене. Средняя продолжительность работы амортизатора в России от одного до трех лет, в зависимости от аккуратности езды. В Японии, Германии и США, (а я подозреваю что у вас авто скорее всего этой страны-производителя) срок работ ОТ трех лет и до пяти. Разница осязаема.

Принцип работы и схема практически одинакова для всех амортизаторов, хотя для честности и х существует 3 вида: газовые, масляные и газо-масляные. У каждого вида есть небольшие нюансы работы, свои плюсы и минусы. О них вы можете углубленно узнать на специализированых форумах.

  1. клапан сжатия
  2. разделительный поршень
  3. газовая полость
  4. клапан отдачи
  5. поршень
  6. полость с маслом
  7. шток поршня

 

 

 

 

Функционально амортизатор должен мягко (это главное слово) гасить удары от попадания в ямы, наезды на кочки. Мягкость достигается за счет мягкого сдавливания поршнем масла и газовой "подушки".

Видео, демонстрирующее работу амортизатора.

 

Поговорим о сайлентблоках.

 Для всех начинающих автовладельцев, подчеркиваю-начинающих и неопытных, сайлентблоки вызывают своеобразное замешательство. Замешательство основано по большей части большой непоняткой насколько важна "эта штука", насколько критично будет если её не заменить, где она находится и что елки-палки из себя представляет. Итак объясняем что такое сайлентблоки.

Вы наверно помните старые советские железные конструкторы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И какие машины мы из них строили?

 

На этом рисунке я наглядно объясню и покажу в чем необходимость сайлентблоков. Вы видите "шасси" вертолета? Для него это ходовая часть, я её выделил красным цветом. Детали модели закреплены жестко на болты и гайки. В условиях постоянной езды, пусть даже по самым хорошим дорогам, вертолет будет испытывать вибрации от дороги. Из за того что все закреплено жёстко-вибрация будет передаваться в зеленые зоны, что в окончательном итоге рассыпет весь вертолёт. ИМЕННО для таких целей-убереч узлы автомобиля от вибраций и были изобретены сайлентблоки. Сайлентблоки изготовлены из  высококачественной резины называемой полиуританом. Эта резина отлично поглощает всю вибрацию и колебания от дорожного полотна. Принимает удар на себя! В итоге (смотрим картинку) деформации остались в красной зоне и более того, вся нагрузка досталась нашим сайлентбокам (цена которых копейки), а детали остались целы!

Вот так выглядят сайлентблоки:

 Для каждой модели автмобиля они отличаются, отличаются так же по месту установки.

Огромныйплюс сайлентблоков-высокая доступность и низкая стоимость.

 

 

 

 

Выделены жёлтым цветом на помытой машине.

 

 

 

 

 

 

 

Выделены красным цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 Сроки замены: сайлентблоки стоить сравнить с больным зубом, если его прихватывает раз в месяц на секунду при поедании торта-вряд ли вы им займётесь. Но негативные процессы начали идти. Так и сайлентблоки-их замена не является острой необходимостью (опять же все зависит от их состояния), но и откладывать в долгий ящик эту замену не стоит-потом будет раза в два-три дороже.

 

 Незаметные помошники рулевого управления.

 Вот сижу я в салоне своей машины, за водительским местом. Кручу руль. Туда-сюда, в эту сторону до упора, в другую... а колеса поворачиваются. Интересно что будет если все это делать в движении? Должен быть какой то механизм который поворачивает колеса в унисон повороту руля, делает это в нужную сторону, с нужной точностью. Делает это так что бы при попадании в дорожную кочку или яму автомобиль бы не накренился и перевернулся. Да,такой механизм в подвеске есть, а точнее их несколько групп.

Стабилизаторы поперечной устойчивости-упругие элементы, используемые в конструкции подвески для выравнивания автомобиля на дорожном полотне при вхождении на скорости в повороты.

Рулевые тяги-учавствуют в повороте колеса при повороте руля, они тянут\толкают рычаг поворота. От исправности и степени изношености зависит точность угла поворота колес.

ШРУС (Шарниры равных угловых скоростей)-механизмы который позволяет колесу крутиться при вывернутом для поворота руле и более того, позволяющий передавать мощность от привода к колесам.

Рычаги-узел который отвечает за точность геометрии поворота колеса.

Схема рулевого управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-Колесо                                               5-Рулевая рейка

2-Поворотный рычаг                       6-Шестереночный механизм

3-Рулевой шарнир                            7-Руль

4-Тяга

 

 В этом разделе мы ответили на такие вопросы: что такое ходовка, ходовая часть, что такое сайлентблоки, что такое рулевая тяга, как устроен тормоз, что такое ШРУС, как работают тормоза, что такое амортизаторы, как работают амортизаторы, барабанныйе тормоза, что такое дисковые тормоза.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно